Россия, Алтайский край, Новоалтайск, Октябрьская улица
Телефон:
+7 (385) 324-67- Показать номер
Пн-чт: 08:00—18:00; пт: 08:00—17:00
whatsapp telegram vk email

Тополь м на базе какой машины?

Мзкт 79221

Тополь м на базе какой машины?

Мзкт 79221 представляет собой специальное шасси с большой грузоподъемностью и колесной формулой 16 на 16, созданное Минским заводом колесных тягачей.

Весной 1992 года было решено открыть проект по разработке новейшей ракетной установки, в дальнейшем получившей название «Тополь-М». Однако создатели комплекса столкнулись с серьезной проблемой – прежняя платформа, используемая для перевозки, для новой системы не подходила. Начались поиски предприятий, способных разработать необходимый транспорт. Отечественные заводы с задачей справиться не смогли, потому выбор пал на Минский завод.

В 1992 году производитель представил опытный образец шасси Мзкт 79221, в основу которого был положен МАЗ 7922, уже опробованный ранее и хорошо зарекомендовавший себя. До 1994 года завод выпустил еще 3 опытных экземпляра.

При создании Мзкт 79221 использовались передовые технические решения, обеспечивающие маневренность, неприхотливость и скрытность действий. Техника могла автономно функционировать независимо от времени года и выдерживала температуру от -40 до +50 градусов. Мзкт 79221 существенно отличался от предшественников. Разработчики использовали усиленную трансмиссию собственной разработки, пересмотрели принцип построения моторно-трансмиссионного отдела и использовали новый двигатель ЯМЗ-847.10 автомобильного типа, отказавшись от танкового мотора.

В течение нескольких лет на заводе продолжалась доработка Мзкт 79221. Серийное производство техники началось лишь в 2000 году.

Мзкт 79221 применяется для транспортировки крупногабаритных грузов. Основное назначение – база для перевозки ракетного комплекса «Тополь-М». Также шасси используется в гражданских целях (специальная версия с индексом 100). Она задействуется для бурения нефтяных скважин или установки большегрузных кранов.

Модификации

Мзкт 79221 – специальная техника, для которой не предусмотрено обилия модификаций. Основная модель Мзкт 79221 предназначена для использования в военной сфере. Версия Мзкт 79221-100 применяется для монтажа гражданского оборудование и имеет схожую конструкцию и характеристики.

Габаритные размеры:

  •  длина – 22700 мм;
  •  ширина – 3400 мм;
  •  высота – 3300 мм;
  •  дорожный просвет – 475 мм.

Радиус поворота техники составляет 18500 мм. Для полного разворота машине достаточно площади в 34 кв.м.

Весовые показатели:

  •  снаряженная масса – 44000 кг;
  •  грузоподъемность – 80000 кг.

Максимальная скорость Мзкт 79221 достигает 45 км/час. Полной заправки автомобилю хватает на 500 км пути. Предельный преодолеваемый брод составляет 1,1 м.

Двигатель

Широкой линейки моторов для Мзкт 79221 не предусмотрено. Шасси комплектуется исключительно дизельным мотором ЯМЗ-847.10 автомобильного типа. Для него характерен большой ресурс работы до капитального ремонта – порядка 5000 часов. Агрегат является частью серии 12-цилиндровых V-образных двигателей Ярославского моторного завода. Среди других особенностей мотора следует выделить наличие наддува, системы охлаждения жидкостного типа и непосредственного впрыска. Силовая установка выпускается без сцепления и коробки передач.

Характеристики двигателя ЯМЗ-847.10:

  •  рабочий объем – 25,86 л;
  •  номинальная мощность – 588 (800) кВт (л.с.);
  •  максимальный крутящий момент – 3090 Нм;
  •  диаметр цилиндра – 140 мм;
  •  удельный расход топлива – 203 (149) г/кВт в час (г/л.с. в час).

В среднем машина расходует 160-200 л горючего на 100 км пути. Объем топливного бака составляет 825 л.

Устройство

Мзкт 79221 – сверхнадежная техника. Ходовая часть включает 16 ведущих колес, оснащенных шинами с переменным давлением. Колеса для 3 первых и 3 последних осей являются управляемыми, что делает технику невероятно маневренной. Это позволяет технике передвигаться по любому типу дорог и местности. Колебания из-за неровностей дороги амортизируются за счет гибкой рамы, отличающейся возможностью предсказуемой деформации. Оборудование на шасси крепится в 3 точках. Подобный способ позволяет минимизировать колебания без негативных последствий для прочности самих креплений.

Высота каждого колеса Мзкт 79221 – порядка 2 м. Причем для повышения маневренности колеса передних осей поворачиваются влево, колеса задних осей – вправо. В базовом исполнении на шасси устанавливается система контроля давления в шинах. Для этого используются специальные насосы (накачка шин осуществляется прямо в процессе движения).

Для управления используется гидромеханическая коробка передач с возможностью автоматической работы. Переход на автоматический режим выполняется после того, как автомобиль набирает скорость более 10 км/час (2 первые ступени включаются вручную рычагом). Для выхода на максимальную скорость также придется перейти на ручной режим управления. Данная особенность необходима для оптимизации управления. Используемая трансмиссия представляет собой 4-диапазонный «автомат». При этом за задний и передней ход отвечает специальная клавиша.

Кабина Мзкт 79221 располагается в передней части шасси и немного сдвинута влево. Все элементы салона сделаны из металла. Перечень оборудования не содержит ни электрических стеклоподъемников, ни кондиционера. В салоне техники все максимально упрощено, но различных кнопок и рычагов очень много. Для управления машиной потребуются усилия 3 человек (водителя и 2 помощников).

Более того, обучиться вождению Мзкт 79221 не так просто – навыками управления данной техникой овладевают целый год. Уровень комфорта в салоне не самый высокий, но достаточный для длительной работы. Рулевое колесо отличается большими размерами, но крутится очень легко. Ремней безопасности в технике не предусмотрено, но уровень пассивной безопасности у машины весом более 120 тонн и так запредельный.

Также модель оснащается специальным бортовым компьютером, который контролирует состояние ходовой системы, мотора и регулирует давление в шинах.

Цена нового и б/у

Стоимость нового Мзкт 79221 держится в секрете. Известна лишь примерная стоимость гражданской версии. В начальной комплектации Мзкт 79221-100 обойдется примерно в 50 миллионов рублей. Б/у Мзкт 79221 в продаже найти очень затруднительно.

Аналоги

В настоящее время российских или иностранных аналогов у Мзкт 79221 не существует. С большой натяжкой к таковым можно отнести предшественника данной техники – МАЗ 7919.

РС-12М1 Тополь-М – Новый оборонный заказ. Стратегии

Тополь м на базе какой машины?

Межконтинентальная баллистическая ракета 

РС-12М1 «Тополь-М»  разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ) на базе МБР «Тополь», главные конструкторы — Борис Николаевич Лагутин и Юрий Семенович Соломонов. Разработка новой более совершенной ракеты, чем МБР «Тополь», унифицированной для шахтного и мобильного базирования начата совместно МИТ и КБ «Южное» по решению ВПК СССР №323 от 09.09.1989 г. по теме НИР «Универсал». Проектирование планировалось закончить к концу 1991 г.

в двух вариантах — ракета с платформой разведения неуправляемых боевых блоков с РДТТ и без комплекса средств преодоления (КСП) ПРО — разработчик МИТ (мобильный ракетный комплекс, ПГРК), аналогичная ракета с платформой разведения боевых блоков с монотопливным жидкостным двигателем и с КСП ПРО — разработчик — КБ «Южное» (г.Днепропетровск, шахтный ракетный комплекс 15П065).

В силу ряда причин производственного характера ракеты отличались конструкцией ТПК и потому имели некоторые отличия и получили разные индексы — 15Ж55 для ПГРК и 15Ж65 для ШПУ. 

Указом Президента России Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке единой унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения и с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе.

Испытания ракеты 15Ж65 начаты в Плесецке пуском из ШПУ 20 декабря 1994 г. Серийное производство ракет РТ-2ПМ2 начато на Воткинском машиностроительном заводе в 1997 г. 

Развертывание МБР 15Ж65 с комплексом 15П165 в шахтном варианте в режиме опытного-боевого дежурства начато с размещения первых двух ракет в 104-м ракетном полку 60-й дивизии РВСН в Татищево 24 декабря 1997 г. МБР 15Ж65 стационарного базирования принята на вооружение РВСН России после подписания Акта о принятии на вооружение 28 апреля 2000 г. Указом Президента России, который был подписан 13 июля 2000 г. 

Западное наименование МБР «Тополь-М» — SS-27 SICKLE-B / STALIN.

Ракеты «Тополь-М» в РВСН России

В 2011 г. принято решение прекратить закупки МБР 15Ж65 для РВСН. Развертывание ракет «Тополь-М» в ШПУ завершено в 2012 г. Всего было развернуто 60 ШПУ — 10 полков в составе 60-й дивизии РВСН в Татищево.  Развертывание ракет «Тополь-М» в составе ПГРК завершено в 2009 г. — тогда же заявлено, что производство ПГРК «Тополь-М» прекращается в пользу ПГРК с МБР «Ярс». Всего развернуто 18 ПГРК. 

Состав комплекса

На вооружении РВСН состоят два варианта комплексов с МБР «Тополь-М»:

  • подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) 15П155 с ракетой 15Ж55 с размещением ракеты в мобильной автономной пусковой установке (АПУ) 15У175 на многоосном шасси МЗКТ-79221;
  • стационарный шахтный ракетный комплекс 15П165 с размещением ракеты 15Ж65 в шахтной пусковой установке (ШПУ) 15П765.

Тип двигателей ракеты — твердотопливные на всех ступенях.

ТТХ ракеты

Длина ракеты — 22,55 м Диаметр ТПК — 2,05 м Диаметр 1-й ступени – 1,86 м Диаметр 2-й ступени – 1,61 м Диаметр 3-й ступени – 1,58 м Масса ракеты — 46500 кг Масса боевых частей — 1200 кг Дальность действия — 11000 км КВО — 200-350 м

Пуск МБР «Тополь-М»

Боевое оснащение

Ракета оснащается моноблочной термоядерной боевой частью мощностью до 1 Мт разработки ВНИИЭФ (г.Саров), главный конструктор — Г.Дмитриев.

Пуск ракеты 15Ж65 «Тополь-М» из ШПУ с площадки космодрома Плесецк, 01.11.2014 г. 

Система управления и наведение

Система управления автономная инерциальная с БЦВМ. Разработчик системы управления — НПЦ Автоматики и приборостроения им.академика Н.А.Пилюгина (г.Москва).

Модификации:

Комплекс «Универсал», ракеты 15Ж55 (ПГРК) и 15Ж65 (ШПУ 15П065) — эскизный проект совместной разработки КБ «Южное» и МИТ.

Комплекс РС-12М1 «Тополь-М» 15П165 (ШПУ), ракета РТ-2ПМ1 / 15Ж65 — SS-27 SICKLE-B — вариант комплекса МБР с ШПУ разработки МИТ. — вариант 15П765-35 — с ШПУ использующими шахты МБР 15А35 — вариант 15П765-18 — с ШПУ использующими шахты МБР 15А18М

— вариант 15П765-60 — с ШПУ использующими шахты МБР 15Ж60

Мбр тополь-м межконтинентальная баллистическая ракета, радиус поражения, технические характеристики ттх ракетного комплекса

Тополь м на базе какой машины?

30.04.2019

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» — это ракетный комплекс стратегического назначения, работы над созданием которого начались еще в советский период, но доводка и серийное производство производились уже российскими предприятиями. «Тополь-М» — первый образец МБР, созданный уже после распада СССР. Сегодня на вооружении российской армии стоят ракетные комплексы шахтного (15П165) и мобильного (15П155) базирования.

«Тополь-М» стал результатом модернизации советского стратегического ракетного комплекса «Тополь», превосходя своего предшественика практически по всем основным характеристикам. В настоящее время «Тополь-М» составляет основу российских РВСН. Его разработкой занимались конструкторы Московского института теплотехники (МИТ).

С 2011 года российское Министерство обороны прекратило закупку новых комплексов «Тополь-М», ресурсы были направлены на создание и развертывание межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» РС-24.

С самого начала создателям ракетного комплекса «Тополь-М» были поставлены довольно серьезные ограничения, касающиеся, в первую очередь, габаритных характеристик ракеты. Поэтому основной акцент при ее разработке был сделан на повышение живучести комплекса в условиях нанесения противником ядерных ударов и на способность боевых блоков преодолевать вражескую систему ПРО. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 11 тыс. км.

По мнению ряда экспертов, ракетный комплекс «Тополь-М» не является идеальным вариантом для российских РВСН. Его пришлось создавать по причине отсутствия других альтернатив. Недостатки МБР во многом связаны с характеристиками комплекса «Тополь», на базе которого он был создан. И хотя конструкторам удалось улучшить многие параметры, но совершить чудо они, конечно же, не могли.

История создания

Работы над новой межконтинентальной баллистической ракетой с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетных комплексов. Единственным различием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.

В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в проекте, и завершение разработок полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.

Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, обладающей высокой точностью, дальностью полета, способную преодолевать систему противоракетной обороны противника.

«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:

  • количеством ступеней;
  • видом топлива хотя бы одной из ступеней;
  • длиной ракеты или длиной первой ступени;
  • диаметром первой ступени;
  • массой, которую ракета могла забрасывать;
  • стартовой массой.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской ПРО.

Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами. Система наведения ракеты стала гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.

Государственные испытания новой ракеты начались в 1994 году. Был произведен успешный запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк. Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.

Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2020 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.

В 2005 году состоялся запуск ракеты «Тополь-М» с маневрирующей боевой частью. Он стал частью программы российских РВСН по созданию средств для преодоления американской системы ПРО. Также проводились испытания боевой части с прямоточным гиперзвуковым двигателем.

С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.

В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.

Устройство комплекса

Основой мобильного и стационарного ракетного комплекса «Тополь-М» является МБР 15Ж65.

Ракета имеет три ступени и ступень разведения боевых блоков, все они оснащены твердотопливными двигателями. Каждая ступень имеет цельный корпус из композитных материалов (типа «кокон»). Сопла ракетных двигателей также изготовлены из композитных материалов на основе углерода, с их помощью происходит управление полетом ракеты. В отличие от своих предшественников, МБР «Тополь-М2» не имеет решетчатых рулей и стабилизаторов.

Ракета с обоих комплексов запускается минометным стартом. Стартовая масса снаряда составляет 47 тонн.

МБР несет моноблочную термоядерную боевую часть, мощностью 0,55 Мт. Боевая часть ракеты имеет лучший коэффициент использования делящихся материалов, чем ее предшественники. Возможно оснащение ракеты и разделяющимися боевыми блоками, унифицированными с ББ МБР «Булава». В этом случае количество боевых блоков составляет от трех до шести штук. Также на ракету возможна установка маневрирующей головной части.

Ракета оснащена совершенной системой преодоления системы противоракетной обороны, что значительно снижает вероятность поражения боевых блоков. Она может запускать ложные цели, которые невозможно отличить от настоящих боеголовок во всех спектрах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, инфракрасном и радиолокационном). Ложные цели способны полностью повторять характеристики настоящих боеголовок на всех этапах их полета. Более того, ложные цели «Тополя-М» способны выдержать поражающие факторы ядерного взрыва и сверхмощное лазерное облучение.

Боеголовки ракеты имеют специальное покрытие, снижающее их заметность на экранах радаров, а также могут выпускать специальные аэрозоли – источники инфракрасного излучения. Новые маршевые двигатели ракеты позволяют значительно уменьшить активный участок полета, на котором она наиболее уязвима. Кроме того, на этом участке полета ракета может маневрировать, что делает ее уничтожение еще более проблематичным.

Высокий уровень стойкости ракеты и боевых блоков против поражающих факторов ядерного взрыва были достигнуты за счет целого комплекса мероприятий:

  • покрытие корпуса ракеты специальным составом;
  • применение при создании системы управления элементарной базы, более устойчивой к электромагнитному импульсу;
  • аппаратура системы управления вынесена в отдельный герметичный отсек, покрытый специальным составом из редкоземельных элементов;
  • кабельная сеть ракеты надежно экранирована;
  • при похождении облака ядерного взрыва ракета делает так называемый программный маневр.

Мощность твердотопливных зарядов всех двигателей ракеты значительно выше, чем у ее предшественников, что позволяет ей значительно быстрее набирать скорость.

Вероятность преодоления американской системы ПРО для боевых блоков МБР «Тополь-М» составляет 60-65%, идут работы над повышением этого значения до 80%.

Система управления ракетой – инерциальная, на основе цифровой ЭВМ и гиростабилизированной платформы. «Тополь-М» может успешно стартовать и выполнить свое задание даже в случае нанесения блокирующих высотных ядерных ударов по району дислокации комплекса.

Следует отметить, что МБР «Тополь-М» создавалась с использованием наработок и технологий, полученных при изготовлении МБР «Тополь», это значительно сократило время создания ракеты, а также снизило стоимость проекта.

Перевооружение частей РВСН шло с использованием уже существующей инфраструктуры, что также позволило значительно сократить экономические издержки. Это было особенно важно для конца 90-х годов, когда российская экономика переживала не самые лучшие времена.

Для установки ракет «Тополь-М» шахтного базирования использовались шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства. Под «Тополь» переоборудовали шахтные установки советских тяжелых МБР. При этом в основание шахты заливали дополнительные пять метров бетона, проводили некоторые дополнительные преобразования. Большая часть шахтного оборудования использовалась повторно, что существенно сокращало затраты на развертывание комплекса, а также ускоряло работы.

Каждый стационарный ракетный комплекс «Тополь-М» состоит из десяти ракет в пусковых установках и одного командного пункта повышенной защищенности. Он расположен в специальной шахте на амортизаторах, что делает его менее уязвимым для ударов противника. Ракета заключена в специальный металлический транспортно-пусковой контейнер.

«Тополь-М» мобильного базирования установлен на шасси МЗКТ-79221 повышенной проходимости с 8 осями. Ракета размещена в высокопрочном транспортно-пусковом контейнере из стекловолокна. Конструкционно ракеты мобильного и шахтного комплексов не имеют различий. Вес одной пусковой установки составляет 120 тонн, а ее длина – 22 метра. Шесть пар колес могут поворачиваться, что обеспечивает мобильному комплексу минимальный радиус поворота.

Удельное давление колес мобильной установки на грунт меньше, чем у обычного грузовика, что обеспечивает ей высокую проходимость. Установка оснащена 12-цилиндровым двигателем мощностью 800 л. с. Она может преодолевать брод глубиной 1,1 метр.

При создании мобильного комплекса учитывался предыдущий опыт создания подобных машин. Высокая проходимость и маневренность значительно повышает живучесть комплекса, позволяет ему в кратчайшие сроки покинуть зону вероятного удара противника.

Запуск может быть произведен с любого грунта, из любой точки дислокации комплекса, оснащенного средствами маскировки против различных средств обнаружения (оптических, инфракрасных, радиолокационных).

Серийное производство пусковых установок налажено на волгоградском заводе «Баррикады».

В 2013 году ракетные части, вооруженные мобильными установками «Тополь-М», получили тринадцать специальных машин маскировки и инженерного обеспечения. Их основной задачей является уничтожение следов ракетных комплексов, а также создание ложных позиций, которые были бы заметны средствам разведки вероятного противника.

Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность стрельбы,км 11000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, т 47,1 (47,2)
Забрасываемая масса, т 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)
Длина ракеты, м 22,7
Максимальный диаметр корпуса, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная
Эквивалент боезаряда, мт 0,55
Круговое вероятное отклонение, м 200
Диаметр ТПК (без выступающих частей), м 1,95 (для 15П165 – 2,05)
МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
Колесная формула 16×16
Радиус поворота, м 18
Дорожный просвет, мм 475
Масса в снаряженном состоянии (без боевого оснащения), т 40
Грузоподъемность, т 80
Максимальная скорость, км/ч 45
Запас хода, км 500

о ракетном комплексе

Тополь-М: межконтинентальный ракетный комплекс, технические характеристики (ТТХ), запуск, дальность полёта

Тополь м на базе какой машины?

Безопасность всего живого на земле обеспечивается равновесием ядерных вооружений извечных противников США и России. На чашах этих весов лежат с одной стороны межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М», с другой – ракета «Трайдент II».

Кто-то может сказать, зачем такое оружие нужно? Надо его уничтожить и воевать обычными средствами. Но ведь война это очень плохо. Это потеря территории, ресурсов, а самое главное это гибель людей, притом в большей части мирных. А наличие такого вооружения имеет сдерживающий характер. Враг сто раз подумает, стоит ли ему нападать на нашу страну, когда в ответ на его территории начнут вырастать «Тополя». Оно дает шанс, огромный шанс предотвратить войну не начиная боевых действий.

Описание комплекса

Ракета «Тополь-М» вобрал в себя все новинки в ракетостроении и все лучшее в научно-техническом секторе развития нашей страны. По оценкам многих специалистов, все, что относится к данному проекту, можно выделить одним термином «Впервые».

Практически все отличия от первой модели заложены в процесс доставки боеголовки до цели.

Они скрываются в системе устойчивого полета и проникновения сквозь систему противодействия вероятного противника. Активный участок полета ракеты сократился благодаря усовершенствованию маршевых двигателей. А приборы управления делают ее траекторию трудноопределяемой для средств обнаружения врага. Так же улучшена система наведения, она стала не чувствительна к мощным электромагнитным импульсам.

Ракета имеет три ступени. Все они твердотопливные, созданы из композитных материалов по проекту «Кокон». Управление осуществляется наклоном сопел маршевого двигателя. На корпус нанесено специальное покрытие с высоким содержанием редких элементов. Кабели управленческого контура укрыты специальным защитным кожухом и экранированы от всех видов излучений.

Система управления комплекса «Тополь-М» создана на основе цифровой бортовой вычислительной машины повышенной мощности и гиростабилизированной платформы с командными гироскопическими приборами. Установлена элементная база повышающая живучесть в условиях ядерного взрыва.

Боевая часть отделяемая, сконструирована по моноблочному типу, содержит термоядерный заряд мощностью 550 кт в тротиловом эквиваленте.

Может оснащаться разделяющейся головной частью блочного типа. Количество блоков варьируется от 3 до 7. Каждый блок имеет личную систему наведения.

Комплекс противодействия ракетной обороны, установленный на данном экземпляре состоит из:

  1. активные и пассивные ложные цели. При этом они практически не отличимые от оригинала во всех диапазонах слежения на всей траектории полета. На атмосферном участке траектории обеспечивают уверенное преодоление РЛС высокого разрешения. В его состав входят от 15 до 20 целей класса «Волнолет»;
  2. средства искажения характеристик. Состоят из совокупности различных покрытий и генераторов активных помех, дипольных отражателей и аэрозолей. Воздействуют на средства обнаружения противника;
  3. двигатели коррекции траектории. Создают хаотичное движение боеголовки к цели затрудняя наведение на нее систем противодействия.

Пуск ракеты происходит сродни минометному выстрелу – вертикально вверх. Это обеспечивает дополнительную безопасность для сложной технической системы управления.

После выхода ракеты из ТПУ запускается двигатель первой ступени. По нисходящей ветви траектории движется уже сама боеголовка.

Классификация

  1. Установка получила обозначение РТ-2МП2.
  2. Ракете присвоено обозначение 15Ж65.
  3. Подвижному комплексу присвоено наименование 15П165. В состав комплекса входит 9 МБР на АПУ.
  4. Стационарному комплексу присвоено наименование 15П065. В состав комплекса входит 10 МБР в ШПУ.
  5. По международным договорам комплекс проходит как РС-12М2.
  6. По обозначению НАТО SS-27 “Sikle-B”, что в переводе значит «Серп».

Возможность размещения

Комплекс может быть как стационарного, так и подвижного базирования. Проведена частичная унификация с «Булавой».

Для размещения используют шахтные пусковые установки. ШПУ – это вертикальный колодец с размещенными в нем несущими конструкциями с креплением, а так же приборами для обслуживания и запуска ракеты.

Сверху он закрыт броневой плитой, которая может отъезжать в бок или подниматься на шарнире в зависимости от конструкционных особенностей. Обеспечивает соблюдение заданных климатических и температурных режимов. Поддерживает ракету в постоянной готовности к пуску. В настоящее время для стационарных комплексов используются переоборудованные ШПУ от «Стилета» и «Воеводы». В шахтах ракеты размещены в металлическом транспортно-пусковом контейнере.

В состав одного комплекса входит 10 ракет и командный модуль с высокой степенью защиты. Процесс загрузки ракеты в шахту занимает более 8 часов. Срок боевого дежурства одной ракеты составляет до 15 лет.

Для размещения комплекса «Тополь-М» использовано самоходное шасси МЗКТ-79221. Это специальное многоосное шасси большой грузоподъемности, разработанное Минскими конструкторами в 1997 году.

Серийное производство начато в 2000 году.

Колесная база обеспечивает хорошую маневренность, преодоление различных препятствий и движение по различным видам грунта. Ракета помещена в ТПУ из стеклопластика, которое выполняет все функции по обеспечению готовности к запуску. Габариты подвижной установки позволяют производить пуск практически с любого места:

  • длина – 22 метра;
  • ширина – 3,4 метра;
  • вес 120 тонн.

В состав комплекса входит 9 подвижных установок, машины сопровождения и охраны, машина управления. С 2013 года в состав комплекса стали поступать машины инженерной маскировки. Они прячут следы комплексов вышедших на БД. А так же создают хорошо видимые следы, ведущие к ложным позициям.

Площадь зоны ответственности по маршруту патрулирования одного комплекса составляет 25 тысяч квадратных километров.

Итог

Характеристики ракеты «Тополь-М» позволяют с уверенностью сказать, что враг будет повержен в любых условиях ведения войны.

РВСН нашей страны всегда будут держать паритет, имея на вооружении такой комплекс стратегического назначения. А заокеанские «друзья» сто раз оглянутся, прежде чем сделать необдуманный агрессивный шаг, в сторону развязывания вооруженного конфликта.

В дополнение к «Тополю» на вооружение скоро придет заканчивающий испытания новейший комплекс МБР РС-24 «Ярс» с разделяющейся боевой частью.

Характеристики этого вооружения секретны, появление некоторых данных возможно только после того, как комплекс встанет на боевое дежурство.

Корневая система: как ракетный комплекс «Тополь» превратился в легенду отечественного вооружения

Тополь м на базе какой машины?

23 июля 1985 года на боевое дежурство встал первый ракетный полк, оснащённый мобильным комплексом стратегического назначения РТ-2ПМ «Тополь». Это новейшее вооружение было так необходимо Советской армии, что его стали поставлять в войска ещё до завершения испытаний. Появление «Тополя» стало результатом прорыва конструкторской мысли. На базе комплекса были созданы более совершенные межконтинентальные баллистические ракеты мобильного и шахтного базирования. Сегодня на смену «Тополю» приходит комплекс РС-24 «Ярс», который, по сути, является его усовершенствованным вариантом. Об уникальном оружии — в материале RT.

В годы холодной войны Советский Союз стремился превзойти США в ударных вооружениях. Как известно, наибольшей разрушительной силой и дальностью обладают ракеты. Поэтому на оперативно-тактическом уровне Москва обеспечивала ядерный паритет благодаря ракетам средней и малой дальности, а на стратегическом — с помощью межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Первые МБР советские конструкторы создали в 1950—1960-е годы, однако ракеты имели множество недостатков: низкую точность, слабую манёвренность, огромный расход топлива, длительное время на приведение ракет в боевую готовность, недостаточную выживаемость в условиях потенциальной агрессии.   

Все эти недостатки был призван минимизировать запущенный в 1975 году проект по созданию ракетного комплекса на базе твердотопливной межконтинентальной ракеты, которая должна была разместиться на самоходном автомобильном шасси. Комплекс грунтового (или мобильного) базирования получил название РТ-2ПМ «Тополь».

Всем Союзом

Советское руководство уделяло огромное внимание созданию мобильных комплексов. Шахтные установки при всех преимуществах не могли обеспечить гарантированный ответный удар. Стратегические силы СССР нуждались в развитии дальней авиации, подводного флота и в появлении наземных мобильных носителей МБР.

Для этого советским учёным требовалось создать ракету, которую можно было транспортировать в заправленном состоянии, поскольку все прежние МБР заправлялись перед пуском. Для этого требовалось использование твёрдого ракетного топлива. В этой сфере Москва отставала от США примерно на десять лет.

Ситуацию удалось переломить в 1965 году, когда Алтайский НИИ химической технологии (НИИ-9) создал твёрдое топливо, которое обеспечивало высокое заполнение баков МБР.

В том же году Московский институт теплотехники (МИТ) под руководством Александра Надирадзе (1914—1987) начал разрабатывать первый мобильный комплекс, получивший название «Темп-2С». Фактически это был новый вид вооружения, и его создание, несомненно, стало чрезвычайно сложной задачей.

  • Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С»
  • © Wikimedia Commons

30 декабря 1975 года «Темп-2С» был принят на вооружение, а в 1976 году появился мобильный комплекс «Пионер», оснащённый твердотопливной ракетой средней дальности 15Ж45.

Конкуренция с США требовала дальнейшего совершенствования характеристик передвижного комплекса. Дополнительным стимулом к разработке нового комплекса стал принятый в 1979 году Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2, который обязал Москву не производить и не развёртывать «Темп-2С». Проект по созданию РТ-2ПМ «Тополь» с использованием твёрдого топлива также возглавил директор МИТ Александр Надирадзе.

Разработка ракетного комплекса проходила в кооперации с другими предприятиями и институтами СССР. Пусковую установку и машину обеспечения создал волгоградский ЦКБ «Титан», базовые несущие конструкции для ракет — подмосковное НПО «Союз», систему прицеливания — киевский ЦКБ «Арсенал», систему управления — Ленинградское оптико-механическое объединение, приводы — ковровский ВНИИ «Сигнал».

Подробная информация о проектировании и ходе опытно-конструкторских работ по созданию «Тополя» до сих пор засекречена, а все известные тактико-технические характеристики (ТТХ) советского комплекса носят предположительный характер.

  • Учебно-боевой пуск ракеты «Тополь» с космодрома Плесецк
  • © Минобороны России

Первые три лётных испытания прототипа ракеты «Тополь» прошли из шахтных пусковых установок. Считается, что МБР была впервые запущена 27 октября 1982 года (по другой версии — 8 февраля 1983 года) на полигоне Капустин Яр. Первое испытание закончилось неудачей, но второй и третий пуски прошли успешно. Немного позже у «Тополя» появилось шасси, и 10 августа 1983 года ракета была испытана на самоходной установке.

Испытания мобильного комплекса проходили до 23 декабря 1987 года. Однако за три года до окончания тестов, 23 июля (по другим данным — 20 июля) 1985 года, «Тополь» уже встал на боевое дежурство. При этом на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) комплекс был принят 1 декабря 1988 года.

Незаметный для ПРО

Эксперты сходятся во мнении, что Надирадзе и другим советским конструкторам удалось значительно улучшить показатели выживаемости мобильного комплекса. Задача была решена за счёт повышения подвижности и проходимости самоходной установки, которая способна передвигаться практически по любой равниной местности.

Из доступных видеозаписей следует, что чаще всего «Тополи» перемещаются по лесному массиву, который, по сути, является для них естественным укрытием. Ходовые возможности комплекса затрудняют отслеживание его местонахождения и, как следствие, — определение точки старта МБР.

Точные координаты пуска ракеты имеют первостепенное значение для эффективного функционирования системы противоракетной обороны. В частности, цель развития глобальной американской ПРО заключается в гарантированном поражении российских МБР именно на старте. Также со времён холодной войны Вашингтон стремится обладать оружием, которое способно уничтожать любые пусковые установки до приведения их в боеготовность.

В открытом доступе имеется совсем немного информации об уникальной баллистической ракете РТ-2ПМ «Тополь». Известно, что это 45-тонная МБР дальностью до 10 тыс. км. Длина «Тополя» с головной частью — 22,7 м, диаметр корпуса первой ступени — 1,8 м. По информации РВСН, заряд одного «Тополя» в 40—50 раз мощнее обеих атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году.

  • Ракетный комплекс «Тополь»
  • © Минобороны России

РТ-2ПМ относится к третьему поколению МБР. Ракета состоит из трёх маршевых двигателей и боевой ступени. Управление полётом «Тополя» осуществляется с помощью поворотных газоструйных и решётчатых аэродинамических рулей.

Высокую точность стрельбы обеспечивает бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). Согласно российским источникам, круговое вероятное отклонение «Тополя» составляет 400 м. Если верить западным ресурсам, то этот показатель колеблется в диапазоне 150—200 м. Реальные показатели точности, по понятным причинам, не анонсируются.

На пути к совершенству

Ракетные войска стратегического назначения даже в очень сложные для России годы являлись самым подготовленным к бою родом Вооружённых сил. Несмотря на финансовые трудности, в 1990-е годы на боевом дежурстве находилось более 350 «Тополей» (30—50% от общего количества ракетных комплексов стратегического назначения).

Срок эксплуатации «Тополей», как и других твердотопливных ракет, составляет 10—15 лет. Поэтому ещё в 1988 году дело Надирадзе продолжил научный сотрудник МИТ Юрий Соломонов. Планировалось, что новый комплекс, получивший название РТ-2ПМ2 «Тополь-М», будет разработан совместно с КБ «Южное» (Днепропетровск) — одним из лидеров в ракетно-космической сфере.

  • Ракетный комплекс «Тополь-М»
  • РИА Новости
  • © Виталий Белоусов

В апреле 1992 года Москва прекратила сотрудничество с украинским предприятием. Единственным иностранным участником проекта остался Минский завод колёсных тягачей. 20 декабря 1994 году в Плесецке начались первые испытания МБР 15Ж65, и в 1997 году новый «Тополь-М» был принят на вооружение.

Также по теме

Ядерное предупреждение: как проходит модернизация стратегических сил России

17 декабря 1959 года власти СССР приняли решение о создании Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Сегодня в арсенале…

Существует предположение, что срок эксплуатации «Тополей», выпущенных в конце 1980-х — начале 1990-х годов, продлевался с первоначальных десяти до 20—23 лет. С середины 2000-х годов основную часть комплексов мобильного базирования РВСН составляет более тяжёлый и совершенный «Тополь-М».

Но и его срок эксплуатации сегодня постепенно подходит к концу. В связи с этим в 2009 году был принят на вооружение мобильный комплекс РС-24 «Ярс» — обновлённая версия «Тополя-М». В декабре 2010 года «Ярс» заступил на своё первое опытно-боевое дежурство в Тейковской ракетной дивизии в Ивановской области.

С 2011 года Минобороны закупает только этот комплекс, который к 2022 году должен полностью заменить стоящие на вооружении «Тополи». Планируется, что через шесть лет доля современных вооружений в РВСН увеличится с 62% (данные на 2016 год) до 100%.

Ссылка на основную публикацию
Похожее